Вирус Эпштейна-Барр, открытый в 1964 года учеными Михаэлем Эпштейном и Ивонной Барр, относится к герпесвирусам четвертого типа – то есть, является «родственником» цитомегаловируса и всем известного простого герпеса. Доказано, что вирус Эпштейна-Барр является одним из самых распространенных вирусов человека, при этом большинство людей инфицируется в детском или подростковом возрасте. По оценкам специалистов, в настоящее время около 50% взрослого населения Земли инфицировано вирусом Эпштейна-Барр. К сожалению, этот «популярный» вирус может вызывать серьезные нарушения в организме. Что же нужно знать, чтобы противостоять инфекции?
Особенной «пакостностью» вируса Эпштейна-Барр можно считать то обстоятельство, что первичное заражение, как правило, не имеет клинических проявлений или выглядит как банальное простуда. Контакт с этим вирусом обычно происходит еще в детском возрасте. Коварная инфекция может передаваться самыми разными путями - воздушно-капельным, контактно-бытовым, половым, а также при переливании зараженной крови или от матери ребенку. Последний путь - наиболее типичный при ранних проявлениях заражения вирусом Эпштейна-Барр.
Если произошло массивное заражение (особенно при ослабленном иммунитете), у ребенка может развиться клиника инфекционного мононуклеоза - заболевания, которое длительное время относили исключительно к детским инфекциям! После того, как ребенок переболеет инфекционным мононуклеозом, возможны следующие варианты «поведения» вируса Эпштейна-Барр:
Особую опасность вируса Эпштейна-Барр медики видят в непредсказуемости удара, который он нанесет. Так, на фоне этой инфекции могут быть выявлены хронические процессы в почках, миокарде, печени, возможно, с клиникой хронического инфекционного мононуклеоза. Не менее вероятен длительный субфебрилитет (так называемая «гнилая» температура в районе 37,5 °С), частые бактериальные и грибковые заболевания, поражения желудочно-кишечного тракта и центральной нервной системы.
Не исключается даже возникновение онкологического процесса в лимфоидной ткани (лимфомы Беркитта, рака желудка, рака толстой или тонкой кишки, лейкоплакии слизистой оболочки ротовой полости и языка, назофарингеальной карциномы и так далее).
В последнее время с вирусом Эпштейна-Барр связывают и возникновение так называемого синдрома хронической усталости. Также существует мнение, что отдаленными последствиями заражения может стать возникновение системных аутоиммунных заболеваний соединительной ткани, таких как ревматоидный артрит, системная красная волчанка и т.д.
Откуда же такое разнообразие исходов острого инфицирования вирусом Эпштейна-Барр? Оказывается, клетки человеческой крови, а именно В-лимфоциты, призванные охранять нас от враждебных микроорганизмов, имеют рецепторы к вирусу Эпштейна-Барр! Вирус размножается в клетке, отпочковывается и при этом саму клетку В-лимфоцита может не разрушать: она служит ему «универсальным пропуском» в любые уголки человеческого тела. В итоге длительная хроническая персистенция вируса происходит в костном мозге. При этом размножение вируса в клетках может длительное время отсутствовать.
Инфекционный мононуклеоз (синонимы - болезнь Филатова, моноцитарная ангина, болезнь Пфейфера, железистая лихорадка) - типичное проявление острого массивного инфицирования вирусом Эпштейна-Барр. Чаще всего наблюдается в детском возрасте, а особенно - у подростков. Заражение, как правило, происходит от больного человека, массивно выделяющего в окружающую среду вирус Эпштейна-Барр. Основной путь заражения - воздушно-капельный. Чаще всего заражение происходит через слюну (при пользовании общей посудой, при поцелуях). Для острого инфекционного мононуклеоза характерно бурное начало в виде лихорадки, увеличения и болезненности лимфатических узлов, тонзиллита, увеличения печени и селезенки. Кроме того, мононуклеоз (как острый, так и хронический) практически всегда, сопровождается явлениями гепатита, в том числе в желтушной форме.
Впрочем, в последние годы случаи острого инфекционного мононуклеоза встречаются все реже. Чаще всего это заболевание изначально протекает хронически. Тогда оно проявляется незначительным длительным увеличением разных групп лимфатических узлов, общей слабостью, быстрой утомляемостью, плохим сном, головной болью, мышечными болями, субфебрильной температурой, болями в животе, поносами, герпетическими высыпаниями на коже и слизистых оболочках, пневмониями.
После перенесенного инфекционного мононуклеоза от нескольких месяцев до нескольких лет может наблюдаться увеличение разных групп периферических лимфоузлов, а выделение вируса Эпштейна-Барр в окружающую среду может продолжаться до 1,5 лет. Но при всем сказанном есть и приятная новость: заразиться инфекционным мононуклеозом непросто. Это связано с тем, что большая часть людей ранее уже встречалась его возбудителем, и имеет иммунную защиту от него, вирусоносительство или хроническое инфицирование. Следовательно, риск заражения инфекционным мононуклеозом выше всего именно в детских коллективах, где могут оказаться дети, для которых контакт с вирусом окажется первым в жизни.
При этом риск заражения вирусом Эпштейна-Барр очень высок при переливании крови и при передаче от матери ребенку через плаценту.
Для диагностики вируса Энштейна-Барр используются лабораторные методы исследования: общий анализ крови, биохимический анализ крови, иммунограмма, серологические исследования.
В общем анализе крови при инфекционном мононуклеозе обнаруживается незначительный лейкоцитоз и лимфомоноцитоз с атипичными мононуклеарами более 10% в формуле крови, тромбоцитопения или тробмоцитоз. После перенесенного инфекционного мононуклеоза у ребенка может длительно (от 1-2 месяцев до 1 года) сохраняться лимфоцитоз и атипичные мононуклеары (до 10%). Если количество мононуклеаров начинает расти, имеет место лейкоцитопения и тромбоцитопения, это может говорить о рецидиве инфекционного мононуклеоза или переходе его в хроническую форму.
В биохимическом анализе крови повышение значений АлАТ, АсАт, щелочной фосфатазы, билирубина отмечается при мононуклеозном гепатите.
В иммунограмме также могут быть обнаружены сдвиги различного характера, говорящие о напряжении противовирусного звена иммунитета.
Но все эти изменения не являются специфичными именно для инфицирования вирусом Эпштейна-Барр. Поэтому, помимо общеклинических методов исследования, для подтверждения инфицированности и определения степени активности вируса требуется провести серологическое исследование (методом ИФА) и ДНК-диагностику (методом ПЦР).
Специалисты различают латентное и активное («нестрашное» и «страшное») инфицирование вирусом Эпштейна-Барр, а помогает им в этом серологическое исследование крови. Так, при острой инфекции вирусом Эпштейна-Барр и в период обострения хронической инфекции в крови выявляются антитела класса IgM, а также высокий уровень ранних антител класса IgG к VCA, уровень которых в последующем снижается, хотя пороговый уровень сохраняется месяцами. А вот антитела класса IgG к EBNA после «свидания» с вирусом Эпштейна-Барр остаются в крови пожизненно, поэтому их наличие не может говорить об активности вируса и необходимости лечения.
Если серологические тесты оказываются положительными, для уточнения стадии болезненного процесса и его активности необходимо провести ДНК-диагностику - тестирование на вирусную ДНК методом ПЦР в крови и/или слюне с определением активности вируса. Иногда этим методом исследуют материал, полученный из лимфоузлов, печени, со слизистой оболочки кишечника. ДНК-диагностика позволяет выявить как здоровых носителей вируса Эпштейна-Барр, так и определить острое инфицирование или обострение хронического (активацию вируса). Но и в этом случае надо помнить о том, что у 15-20% детей, хронически инфицированных вирусом Эпштейна-Барр, может наблюдаться вырусовыделение со слюной при отсутствии активации вируса.
Целью лечения инфицированности вирусом Эпштейна-Барр является устранение его клинических проявлений и перевод активной инфекции в латентную форму, в которой она не опасна для ребенка. Поэтому детки, у которых носительство вируса Эпштейна-Барр не сопровождается клиническими проявлениями и лабораторными изменениями, лечению не подлежат.
Увы, однозначно эффективного и надежного метода этиотропной терапии инфекционного мононуклеоза и прочих проявлений инфицирования вирусом Эпштейна-Барр на данное время не существует. Острый инфекционный мононуклеоз и генерализованное поражение вирусом Эпштейна-Барр обычно лечится в инфекционном стационаре. Остальные формы можно лечить амбулаторно.
Увеличение периферических лимфоузлов у ребенка, инфицированного вирусом Эпштейна-Барр, в течение 2-3 недель не требует лечения и дополнительного обследования. Если же оно сохраняется более длительно, ребенка надо обследовать на предмет возможной активации хронической вирусной инфекции и, соответственно, начать лечение.
Прогноз дальнейшего здоровья ребенка, заразившегося вирусом Эпштейна-Барр, зависит от многих факторов: состояния иммунитета, генетической предрасположенности, рациональности питания, оперативных вмешательств, избегания стрессов, прочих вирусно-бактериальных инфекций и т.д.
Необходимо понимать, что активизация вируса Эпштейна-Барр, которым заражено до 95% населения, может происходить при ослаблении иммунного ответа, истощении иммунной системы в результате бактериальных, грибковых и прочих вирусных инфекций, вследствие вакцинации, стрессов, тяжелых заболеваний, обострений хронических процессов, интоксикации. Так, например, следует быть крайне острожными с проведением плановой вакцинации ребенка, перенесшего инфекционный мононуклеоз, так как она может привести к активации вируса. Поэтому не забудьте лишний раз напомнить наблюдающему педиатру о том, что ваш малыш «знаком» с вирусом Эпштейна-Барр!
Родители также должны иметь в виду, что даже после успешного лечения вируса Эпштейна-Барр и перевода его в неактивную форму, ребенок должен находиться в щадящих условиях и регулярно наблюдаться у врача во избежание возможной активации вируса.
Автор: врач семейной медицины, к.м.н., Масляник Юлия Николаевна